Буквально всё до недавнего времени я стремилась делать сама. Природа не обделила меня умом, и в принципе со многими учебными задачами в новом для меня деле я могу справиться самостоятельно. Поэтому если бы меня спросили еще год назад «А нужен ли мне репетитор?», я бы сказала, что не всегда. Но в прошлом году у меня случились проблемы со здоровьем, когда мне пришлось полагаться преимущественно на других, и теперь я не сомневаясь скажу «Да, берите себе репетитора/ наставника/ помощники везде, где это только возможно!»
Учиться полностью самостоятельно – это большой груз ответственности, потому что человек играет одновременно несколько ролей. Нужно быть одновременно и старательным студентом, и строгим преподавателем, и добрым другом. Такую нагрузку можно потянуть в молодом возрасте, а вот потом… если человек догадается просить о помощи и положиться на других, будет расти дальше. Нет – будет медленно, но верно скатываться вниз.
Как же тогда найти хорошего репетитора по английскому языку? Рассказываю, причем не только как преподаватель с 13-летним стажем, но как опытный студент, который успел поучиться танцам, вокалу, игре на фортепиано, итальянскому языку и многому другому 🙂
Ищите репетитора со схожими ценностями
Вспоминаю сейчас все случаи, когда я искала специалиста (психолога, преподавателя по вокалу, йоге), и понимаю, что никогда не смотрела дипломы, сертификаты и отзывы. Они мне мало о чем говорят, а вам? Я скорее выбирала чисто по-человечески: смотрела, как человек рассуждает, как относится к своему делу, как работает, что любит в своей работе и так далее. То есть оценивала, мой это человек или нет. Если мой, записывалась на занятие, и смотрела, насколько хорошо складывается наше взаимодействие. Первое, второе, третье, четвертое… и только после четвертого начинала делать выводы.
Выбирать репетитора – это всё равно, что строить отношения с противоположным полом. Люди далеко не сразу раскрываются. К тому же трудно понять, насколько хороший перед тобой специалист, когда ты сам плохо разбираешься в языке. Поэтому не делайте стремительных выводов и не спешите хлопать дверьми. Иногда проще выразить свои сомнения, высказать свои пожелания и претензии, чем тратить время на поиски нового репетитора и знакомства с ним.
Доверие
Для того, чтобы занятия с репетитором были эффективными и совершилось то самое «таинство обучения» важно, чтобы доверились специалисту. Как невинный младенец, который не ждет ничего дурного от окружающего мира.
🤨Клиентов, которые не доверяют репетиторам, сразу видно:
- они выкатывают огромный список требований;
- скачут от специалиста к специалисту
- задают вопросы из ряда «А как вы преподаете?», «А какие учебники используете?», «А вы точно хороший специалист?», «А какие гарантии?», «А за сколько вы сможете поставить произношение?» и так далее, то есть пытаются просчитать всё наперед. За время своих расспросов и пытливых расследований они бы могли уже десять раз попробовать, но им так страшно ошибиться в специалисте и потерять каких-то 500, 1000, 3000 рублей, что они отказываются сотрудничать или превращают взаимодействие с собой в что-то очень неприятное. В итоге, они теряют более дорогой ресурс — время и возможность увидеть себя в ином качестве и подняться на принципиально иной уровень.
- Cчитают, что все репетиторы мошенники, нет толковых специалистов и…
- как следствие, ищут носителей (в самых запущенных случаях только из Англии и США с ИДЕАЛЬНЫМ акцентом 🙂 )
Мало кто задумывается, но отношения «ученик-учитель» – это тоже вид человеческих отношений, и, как бы грустно мне ни было признавать, но мы все ошибались и будем ошибаться в людях. Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше, но ошибок не избежать. И мне в том числе, ведь я тоже продолжаю учиться. Мне тоже попадались некачественные специалисты, но я никогда не позволяла этим эпизодам омрачить мое отношение к другим экспертам и подорвать мою веру, что я могу найти классного наставника. Как говорится, было и было, было и прошло!
Вообще о доверии я писала отдельную статью. Здесь важно понимать, что патологическое недоверие другому человеку – это проблема психологического характера. И проблема эта именно того, кто не доверяет. То есть что происходит внутри человека? Он представляет какие-то ужасные последствия от сотрудничества с репетитором, оценивает свои ресурсы и, если он понимает, что его ресурсы не смогут компенсировать эти «ужасные последствия», то в сотрудничество этот человек не пойдет.
Ну например: репетитор просит предоплату в размере 40 000 рублей за месяц занятий. Один из возможных сценариев дальнейшего развития событий: он получит деньги от клиента и исчезнет. И тут клиенты могут рассуждать по-разному. Один скажет: «Потеряю деньги, да и хрен с ними». Второй: «Да неприятно, но в крайнем случае напишу в Роспотребнадзор и обращусь к Людке за помощью, она адвокат». А третий подумает: «Это ж такую сумму потеряю. Нет, этот репетитор точно мошенник!».
Что же теперь не проверять специалиста? Проверяйте, но помните, что, сколько ни проверяй, может случится всякое.
Постановка задачи
Нормально, когда начинающий не может толком разобраться что к чему и ставит задачу, используя общие формулировки «изучить грамматику», «преодолеть языковой барьер», «перейти на уровень B1»… но когда так общаются опытные студенты и даже учителя, возникают вопросики 🙂 Опытный ученик должен говорить предметно. Он уже понимает, как устроен язык. Он знает, где он его будет использовать, в каких ситуациях, с кем, чего он хочет достигнуть с помощью языка, какой он в качестве ученика. Поэтому если опытный человек ставит задачу, используя общие формулировки, это говорит об одном – инфантильности студента.
✅ Хороший пример #1
«Сдаю IELTS General 23 мая 2023 года для переезда в другую страну. Необходимо сдать на 7.0 выше. Текущий уровень Pre-Intermediate, готов заниматься 3 раза в неделю»
– Молодец! Здесь есть и сроки, и цель конкретная, и исходные условия, и даже то, сколько человек готов работать.
✅ Хороший пример #2
«Работаю в международной фармацевтической компании на должности N. Знаю лексику на уровне B2, но когда на работе встречаюсь с иностранным коллегой встаю в ступор и что-то мямлю. Из-за этого мне не поручают важные сделки, и я не могу получить повышение. В следующем году освобождается должность A, хочу за 6-8 месяцев решить свою проблему, чтобы предложить свою кандидатуру».
– Умница! Есть и контекст, и цель, и мотивация, и сроки. Здесь виден человек, а не очередное, абстрактное нечто со своими амбициями.
💔Плохой пример #1
«Перейти с уровня C1 и C2»
Чтобы что? Чтобы повысить чек своих занятий или чтобы снимать видео для блога? Как хороший специалист поймет, что именно вы его клиент? Никак, хороший репетитор пройдет мимо, а вы, гениальный и талантливый, продолжите топтаться на месте 🙂
💔Плохой пример #2
«Убрать остатки русского акцента»
– О, чудесно! Значит, вы уже занимались? Где? Когда? С кем? Как часто? Что значит «остатки русского акцента»? Можно список огласить, какие звуки вас выдают?) Или в каких ситуациях акцент вылезает?
Как видите, плохие примеры отличаются своей невнятностью. Люди пытаются найти специалиста, который угадает все их потребности и нужды, и желательно прям сразу! И им даже в голову не приходит, что они тоже могут повлиять на то, чтобы их потребности были удовлетворены. Поставить четкую задачу и объяснить свою ситуацию находится в вашей зоне ответственности. Классные результаты приходят только к тем, кто готов нести эту ответственность. Если вы по какой-то причине не можете четко сформулировать, что у вас не так, будьте готовы, что у специалиста уйдет некоторое время на то, чтобы это выяснить.
Теперь подведем итоги. Для того, чтобы найти хорошего репетитора по английскому языку, нужно:
- составить список всего, что не устраивает, чего хочется;
- четко описать свою задачу и дать все вводные данные;
- пробовать, пробовать и пробовать, пока не найдете то, что нужно😊
Хочешь получать больше полезной информации? Подписывайся
Всё об английском, который помогает получить оффер, увеличить заработок и сформировать отличную репутацию.
Полезная рассылка и последние новости со специальными предложениями